главная новое лучшее написать
2

Я хотел запостить что-нибудь флеймогенерирующее, но увидел что меня обогнали. Тем не менее, я продолжу.

Итак, мой тезис таков: религиозные организации должны быть запрещены, и для борьбы с ними следует применять любые законные меры. Мои аргументы за:
- большАя часть насилия (в частности бОльшая часть террактов) совершается по мотивам связанным с религией
- религия противопоставлена критическому мышлению, таким образом она открывает дорогу для других заблуждений, не всегда безопасных(от гороскопов до лечения рака содой)
- религия является дополнительным разобщающим фактором, а в нашем обществе кажется и так этих факторов больше чем хотелось бы

ДА БУДЕТ СРАЧ!

2 1e9y 06-03-2024

Прежде чем перейти к, собственно, дискуссии, я бы хотел спросить тебя, есть ли у тебя какой-то религиозный опыт? Был ли ты прихожанином или последователем какой-то религии? Читал ли ты религиозную или религиоведческую литературу? Как ты понимаешь религию в принципе? Чем по твоему религия отличается от культуры и от этической системы ценностей?

ответить
2 anonymous 06-03-2024
  • да, православие, с ~5 до ~15 лет
  • да, читал, и когда был религиозен, и когда перестал. Не настолько хорошо чтобы их по памяти цитировать, но новый завет, ветхий завет, коран я прочитал.
  • религия - это набор убеждений о мире основанных на вере, а не на знании, если брать в широком смысле. Всегда вводит какие-то сверхъестественные понятия.
  • культура - не претендует на объясняющую мир роль, а этическая система ценностей схожа но не постулирует чего-то сверхъестественного
ответить
4 1e9y 06-03-2024

Я считаю себя христианином. В первую очередь, конечно, культурно — западная европейская система ценностей по сути своей христианская система ценностей. Периодически хожу у православную церковь (но не русскую православную, так уж сложилось). До 30 лет я был убежденным атеистом. Верой и религией я стал интересоваться уже в зрелом возврасте. Наверное, именно из-за того, что я читал Докинза и избежал детской травмы православием, мне удалось подойти к этой стороне жизни почти что без предрассудков.

Человек — иррациональное существо. Кроме базовых животных потребностей (таких, как есть, спать, размножаться) в человеке возникают и сложные потребности высокого порядка. Нам хочется любить, мечтать, чувствать себя на своем месте, быть важным, не бояться смерти. Наука хорошо работает только там, где работает научный метод. Но научный метод работает далеко не везде. Не везде и всегда можно, например, поставить контролируемый эксперимент. А понять, что это щербит внутри, чего тебе хочется, когда у тебя вроде как все есть, нужно.

Кроме этого, человек — существо мистическое. Мы стремимся ко встрече с трансцендентым. Даже у космонавтов, готовящихся к полету, есть свои ритуалы и суеверия. Казалось бы, полет строго просчитан сотнями людей на гигафлопсах вычислительных мощностей, а сам летчик прошел через годы тренировок, но все же для конкретного него важно встать перед ответственным днем с нужной ноги. На МКС даже иконки висят. Человеку важны ритуалы.

В этом контексте я думаю, что строгий атеизм и материализм противоественны человеческой природе. Мы так устроены, что мы внутренне противоречивы, в нашей психике есть пустоты, которые тяготеют к мистике, вере, надежде, состаданию и единению. Нельзя просто отвергать эти внутренние позывы. Если их не заполнить традиционной религией, они будут заполнены суевериями, астрологами и прочими инфоцыганами.

И тут я готов спорить о том, что традиционная религия (такая как православие, например) несет гораздо больше блага для человека, чем ее отсутствие.

Во-первых, религия — это не только набор убеждений. Религия — это очень широкий пласт человеческой культуры. Это, конечно, и набор убеждений, но это и искусство, и литература, и ритуалы (мистические и не только), и метод социализации, и этическая система, и философия. Большая радость жизни в XXI в том, что нам не обязательно принимать это все разом. Мы вольны выбирать то, что нам необходимо и чему не нашлось лучших аналогов. Наука делает свою часть работы, хорошо объясняет мир и помогает справляться с болезнями. Едва ли сегодня кто-то будет лечиться только одной молитвой, например. Но наука не может помочь решить, какая система ценностей лучше других, или по каким принципам человеку следует жить и трудиться.

Во-вторых, за тысячелетия своего развития религия как культура приняла такую форму, которая "просто работает", делает человека чуточку лучше. Мне нравится это сравнивать с алхимией. Века слепого перебора и суеверий нащупали такие законы и воспроизводимые процессы, которые стали наукой химией. Религия проводила такие же эксперименты. И что-то она нащупала такое, без чего мы не можем представить себе западную цивилизацию.

ответить
2 asandler2 06-03-2024

Почему, в таком случае, каждая большая человеческая группа так или иначе приходит к какой-то религии, изобретает её для себя? Почему эти конструкции устойчивы, выдерживают проверку временем и не уничтожаются простой "отменой"? Даже в СССР не смогли забороть религию, почему же тогда разговорами на кухне получится это сделать?

ответить
1 someanonimcoder 06-03-2024

Потому что религия и правда очень устойчива. По сути, религии прошли естественный отбор благодаря которому они очень хороши в вербовке, удержании и управлении своими адептами - те, что не были хороши, вымерли и забыты.
Вопрос о том КАК бороться с религией - это вообще интересный вопрос. Скорее всего довольно неплохо сработает комбинация таких мер:
- запрет участия детей в религиозных мероприятиях(никаких детей в церкви и тем более представителей церкви в школе) - не даем закрепиться религии в некритично мыслящем ребенке
- тщательное изучение религии в школе(изучение - в смысле религиоведения, а не теологии) - это позволит детям задаться вопросами а все ли хорошо у религии с непротиворечивостью и соответствием объективной действительности
- хорошее обучение STEM-наукам, чтобы понимать почему мы например не можем верить в "земле 5000 лет" или в креационизм. Известно, что религиозность с уровнем образования кореллирует сильно отрицательно, то есть обучение - наш главный союзник в этой борьбе
Глядя на мое школьное обучение - во всех трех пунктах школа продолбалась полностью

ответить
1 anonymous 06-03-2024

Я больше того скажу: если мы, как в вархаммере, запретим все религии, на их место (опять же как в вархаммере) быстро придет какой-то набор сверхъестественных верований и я думаю, что он будет куда хуже. Коммунизм советского толка слабо отличался от религии (на бытовом уровне), а когда он "отменился", общество лет на 10 пошло в дичайший разнос из всевозможных суеверий, открытого нигилизма, зоопарка сект и воинствующего неофитства.

Честности ради, сейчас все подуспокоилось и большая часть населения стала агностиками с уклоном в деизм (все вот это "что-то, конечно, такое во Вселенной есть, но мы не знаем и давайте просто будем хорошими людьми"), а верующих и понимающих, во что именно они верят, очень мало -- но до конца честных с собой атеистов и того меньше.

ответить
2 anonymous 06-03-2024

Я верующий христианин, но не "воцерковленный", как это называется. Воспитывался в семье агностиков, поэтому у меня нет детской/подростковой травмы на тему душноты официальной организованной религии или религиозно-психологического насилия со стороны взрослых (не говорю, что она есть у ОПа, просто видел такое не раз)

Аналогия, которая мне нравится: представь себе современную физику, систему массового образования, типичного учителя физики в типичной школе и министра образования РФ. Теперь представь себе христианство, Церковь, типичного батюшку и патриарха. Ну да, христианство не физика и вообще не наука (но отнюдь и не слепая вера во что-то нелогичное и абсурдное, это тоже неправда); но взаимные отношения в перечисленных рядах очень похожи.

ответить
1 anonymous 06-03-2024

но отнюдь и не слепая вера во что-то нелогичное и абсурдное, это тоже неправда
Можно вот это прокомментировать подробнее? Почему ты веришь в то во что веришь?

ответить
2 anonymous 06-03-2024

Во-первых, многие элементы веры это вообще не вера в сверхъестественное, а, скорее, оценочные суждения. 2000 лет назад по Галилее ходил человек по имени Иисус и говорил такие-то слова, или очень на них похожие, которые запали в сердца множеству последователей, постепенно превратившихся в мировую религию. Это исторический факт, с ним никто не спорит. Многие из этих слов совершенно не требуют дополнительной веры, они осмысленны и для атеиста, на момент произнесения совершенно не были само собой разумеющимися, а сейчас на них построена огромная часть нашей культуры. Описания его жизни это памятник литературы мирового значения, с аллюзиями на него опять же в огромной части нашей культуры. Я считаю, что всё это очень важно и, например, вполне возможно, прогресса последних 500 лет без этого не было бы (это, правда, совсем надолго холивор, т.к. по этому вопросу все от Гумилева до Джареда Даймонда оттоптались на сотни тысяч страниц).

Да, ещё я, действительно, считаю, что Иисус сверхъестественное существо, проекция Бога на его понятный и близкий человеку аспект, но это только часть веры. И эта часть тоже не "висит в воздухе", вопросы типа "а почему именно такая проекция, почему именно так, почему именно там и тогда, что это за Бог должен быть такой, как еще он себя проявляет, если проявляет" совершенно допустимы, и имеют логично звучащие (для меня) ответы, и собственные размышления или дискуссии по этому поводу тоже совершенно нормальны.

Во-вторых, отдельные части веры до какой-то степени фальсифицируемы по самому что ни на есть Попперу.

Ну например, до середины ХХ века никто не знал, кто такие "ессеи", упоминающиеся в Новом Завете. Понятно было, что какая-то иудейская секта, но и только. Потом меньше 100 лет назад обнаружили т.н. Кумранские рукописи -- в принципе, в этот момент весь нарратив Нового завета мог просто рухнуть, если бы в тех свитках было написано что-то радикально противоречащее ему и означающее, что Евангелие это поздняя выдумка. Ну и в общем теперь ессеи это (а) очень понятно какая секта и все там вполне рядышком легло и (б) по сравнению с ними христианство охренеть какое прогрессивное, типа там в кумранских свитках "распространяется ли скверна после омовения вверх по течению реки, или только вниз" это особый сложный именно религиозный вопрос. Для нас сейчас после микробной теории болезней этот спор, а особенно то, что он религиозный, звучит довольно нелепо. Поправь, если я слишком biased, но мне кажется, что аналогичных по нелепости запретов или предписаний в христианстве нет.

(именно поэтому, кстати, я почти равнодушен к Ветхому Завету -- вот там как раз известно, что это неисторичные притчи и легенды, которые, даже если когда-то и имели важное значение для человеческой души, написаны были не для нас, а для дикарей, которым в принципе были в новинку концепции типа "ты должен быть готов принести Богу любую жертву, но не бойся, он этого от тебя не потребует")

ответить
1 anonymous 06-03-2024

Во-первых, многие элементы веры это вообще не вера в сверхъестественное, а, скорее, оценочные суждения. 2000 лет назад по Галилее ходил человек по имени Иисус и говорил такие-то слова, или очень на них похожие, которые запали в сердца множеству последователей, постепенно превратившихся в мировую религию. Это исторический факт, с ним никто не спорит. Многие из этих слов совершенно не требуют дополнительной веры, они осмысленны и для атеиста, на момент произнесения совершенно не были само собой разумеющимися, а сейчас на них построена огромная часть нашей культуры. Описания его жизни это памятник литературы мирового значения, с аллюзиями на него опять же в огромной части нашей культуры. Я считаю, что всё это очень важно и, например, вполне возможно, прогресса последних 500 лет без этого не было бы (это, правда, совсем надолго холивор, т.к. по этому вопросу все от Гумилева до Джареда Даймонда оттоптались на сотни тысяч страниц).

Но это ведь не о религии, а об истории, морали, культуре

Да, ещё я, действительно, считаю, что Иисус сверхъестественное существо, проекция Бога на его понятный и близкий человеку аспект, но это только часть веры. И эта часть тоже не "висит в воздухе", вопросы типа "а почему именно такая проекция, почему именно так, почему именно там и тогда, что это за Бог должен быть такой, как еще он себя проявляет, если проявляет" совершенно допустимы, и имеют логично звучащие (для меня) ответы, и собственные размышления или дискуссии по этому поводу тоже совершенно нормальны.

Вот это уже о религии: постулируется некое сверхъестественное явление буз доказательств

Во-вторых, отдельные части веры до какой-то степени фальсифицируемы по самому что ни на есть Попперу.

Ну например, до середины ХХ века никто не знал, кто такие "ессеи", упоминающиеся в Новом Завете. Понятно было, что какая-то иудейская секта, но и только. Потом меньше 100 лет назад обнаружили т.н. Кумранские рукописи -- в принципе, в этот момент весь нарратив Нового завета мог просто рухнуть, если бы в тех свитках было написано что-то радикально противоречащее ему и означающее, что Евангелие это поздняя выдумка. Ну и в общем теперь ессеи это (а) очень понятно какая секта и все там вполне рядышком легло и (б) по сравнению с ними христианство охренеть какое прогрессивное, типа там в кумранских свитках "распространяется ли скверна после омовения вверх по течению реки, или только вниз" это особый сложный именно религиозный вопрос. Для нас сейчас после микробной теории болезней этот спор, а особенно то, что он религиозный, звучит довольно нелепо. Поправь, если я слишком biased, но мне кажется, что аналогичных по нелепости запретов или предписаний в христианстве нет.

Но это ведь опять не религия а история

ответить
1 anonymous 06-03-2024

Ну это именно ты зачем-то все это разделяешь. Это все равно, что я, например, ОТО разложу так:

наше пространство-время на больших масштабах описывается уравнениями Эйнштейна

ок, это фальсифицируемо и подтверждается экспериментами

так было в прошлом

есть определенные сомнения, но что-то можно проверить

и так и останется в будущем

слепая вера, но хотя бы фальсифицируемо

а на малых масштабах и там, где решения уравнения дают бесконечности в каких-то точках, действует какой-то другой набор уравнений, не совместимых с ними

WUT? постулируется некое сверхъестественное явление

и, конечно, мы придумаем, как поженить эти два набора описания природы друг с другом, изобретя некий формализм, который в одном частном случае даст первое, а во втором второе

слепая вера без доказательств, нефальсифицируемо

Ну, немного трололо, но не так уж далеко

ответить
2 karbas 09-03-2024

А я наброшу: самые прекрасные и сложные творения человеческой культуры не были бы созданы если бы формы, в которых они созданы (музыка, изобразительное искусство, речь, да вообще культура) не были бы сформированы в рамках религиозных дискурсов. Нельзя получить классическую культуру без мифов, университеты без монастырей, содержание без формы. А форма должна возникнуть в рамках каких-то других процессов, часто включающих социальные механизмы, меритократический (часто с весьма странно понимаемым "меритом") отбор воплотителей этой формы и пр. и пр. Самые сложные вещи, созданные человеком, это не коллайдеры и ракеты, а культурные институты. Коллайдеры не могут самовоспроизводиться. А вот хор собора святого Фомы в Лейпциге существует уже больше 800 лет, например. Подумайте об этом.

ответить
1 anonymous 06-03-2024

Это у вас называется срач? Какие же у вас тогда серьезные разговоры, интересно

ответить
2 egg изменено 11-03-2024

комментарий удалён

ответить
2 anonymous 07-03-2024

Когда использовать латех? Всегда!

ответить
1 asandler2 07-03-2024

ОП надеялся на срач, но получилась интеллигентная дискуссия :) Что в целом говорит о том, что тут собрались не школьники или отбитые-спорщики-с-чем-угодно, и это хорошо. Ну или топик не такой уж горячий

ответить