главная новое лучшее написать
2

Джин Вулф

finder, 02-02-2024 , 532

После напоминания 1e9y пошел посмотреть, что там нового у gwern'а. Среди прочего обнаружил обстоятельное и солидное по объему фанатское исследование, раскрывающее (по мнению gwern'а) тайну рассказа "Suzanne Delage". Я очень люблю и Джина Вулфа, и жанр "загадка на десятилетия раскрывается чистой силой мысли", поэтому произошел nerd sniping и я зачитался до степени "в смысле сейчас третий час ночи".

По такому случаю хочу рассказать тем, кто ещё не знает, про Джина Вулфа. Он достаточно известный, хотя и не сверх-известный писатель, формально относимый к фантастам, но это очень условно. Это проза высокого качества, написанная хорошим языком, и он сам себе жанр. Уникален Джин Вулф тем, что отточил до совершенства жанр книги-загадки.

Вот Нил Гейман про роман "Peace":

Peace really was a gentle Midwestern memoir the first time I read it. It only became a horror novel on the second or the third reading.

Представьте себе, что перед вами вроде бы фэнтези (классическое или в антураже далекого будущего), или даже реалистическая проза. Сюжет развивается, герои приключаются, старики вспоминают молодость, всё чинно и по правилам. Вот только постепенно растет ощущение, что что-то не складывается. Кто этот второстепенный персонаж? Почему героя, не боявшегося ни работорговцев, ни звездолётов, ни с того ни с сего пугает нечто совершенно обыденное? Зачем мальчик пишет письма и почему уверен, что они дойдут до адресата? Кажется, рассказчик чего-то не договаривает, и если он что-то скрывает, то что именно?

Так вот, оказывается, что это не синдром поиска глубокого смысла. Второе (и третье) дно действительно существует. По тексту разбросаны намёки на то, что случилось на самом деле, и их достаточно для того, чтобы однозначно восстановить истину. То, что кажется авторской небрежностью, в 100% случаев оказывается именно таким ключом; случайные обстоятельства только кажутся случайными; даже выбор отдельных слов делается автором вполне сознательно.

(если смотрели, был такой фильм "Малхолланд драйв", он во многом похож по построению, хотя из-за фундаментальных ограничений кино шедевром не получился)

На русский язык довольно хорошо переведены "Книга Нового Солнца" и "Рыцарь-чародей". Про последний самоцитата:

Если переносить в наш мир, то примерно как-то так (тут нет сюжетных спойлеров, просто, чтобы передать ощущение): герой - бездомный мальчишка из LA, говорит по-английски неплохо, но писать-читать не умеет; неизвестная богатая женщина вдруг, ничего не объясняя, дает ему какую-то бумагу, которую он позже показывает разным людям в разных обстоятельствах, вызывая у них совершенно разную, но всегда очень сильную реакцию. Что за бумага, так до конца и неизвестно. Затем герой встречает модно одетого адвоката на "Порше", впечатляется, и решает стать таким же. Для этого он решает поехать поступать в Гарвард (что он не учился в школе, его не смущает). Чтобы достать денег на дорогу, ничтоже сумняшеся идет их занимать к человеку, о котором ему известно, что тот - видный наркодилер. Неожиданно для себя легко грабит того. Не хочет убивать, но случайно убивает. С деньгами, в сто раз большими, чем нужно, едет в аэропорт. Там сумку с деньгами у него крадут. Он ищет воров, находит, получает от них по голове, оказывается в больнице с амнезией. Знакомится с соседом по палате - свихнувшимся математиком, который от нечего делать учит его теории вероятностей. Сбегает из больницы и летит в Лас-Вегас. В самолете видит невероятно накачанного мужика в строгом костюме, который, кажется, следит за ним. Лицо мужчины ему знакомо, но кто это, он не знает (читатель этого так и не узнаёт). В Неваде, думая, что применяет полученные знания (но на самом деле совершенно случайно, и читателю это очевидно) срывает джек-пот в первом же казино. Знакомится с местной проституткой (как многие мальчишки, за деньги не спит с ней, а разговаривает), влюбляется, затем она в какой-то момент видит его таинственную бумагу и той же ночью исчезает без объяснений. Теперь он хочет найти её, но одновременно все еще хочет поступить в Гарвард (зачем - вообще не обсуждается; что это за место, и чем там занимаются, он представляет себе смутно). И т.д и т.п.

И ВСЕ ЭТО РАССКАЗЫВАЕТ САМ ГЕРОЙ. Как умеет. Путает порядок событий, вспоминает не к месту что-то важное, о чем совсем позабыл сказать. И он уверен, что поступает абсолютно логично и последовательно.

Вот такой писатель. Если вы о нём не знали, надеюсь, я вас заинтересовал.