Ответ спасен из Яндекс.Кью
У каждого найдётся знакомый знакомого, который однажды, скажем, обсуждал с женой покупку пластиковых труб для санузла в новой квартире, а ближе к вечеру вдруг увидел на своём любимом сайте вставку с рекламой этих самых труб. Такой рассказ подразумевает, что распространенный сайт или технология (Google, Facebook, Яндекс, телефоны на Android или iPhone) подслушивает его разговоры и использует для показа рекламы. Это, конечно, было бы неприятно.
К счастью, это городская легенда, хотя тот самый знакомый знакомого вовсе не обязательно всё выдумал. Скорее всего, он действительно обсуждал с женой покупку труб, и потом действительно натолкнулся на такую рекламу. Не может же это быть совпадением?! (спойлер: может)
Может ли ваш телефон в принципе вас прослушивать? В теории да. В конце концов, в нём есть микрофон и есть доступ к интернету. Производители телефона обладают полной властью над его поведением и технически могли бы этим втихомолку заниматься некоторое непродолжительное время. Но для них это смертельно опасно и быстро закончилось бы, ведь они находятся не в вакууме. Постоянный исходящий трафик большого объема с телефонов определенной марки обратит на себя внимание и пользователей, и сотовых операторов, и такое ужасное поведение быстро всплывёт на поверхность. А это будет означать конец продаж не только для этого телефона, но конец этого производителя техники вообще. Дело будет не только в огромном скандале, а ещё и в том, что в большинстве стран это просто нелегально. Так что тут начнутся и уголовные дела, и запреты на ввоз устройств в страну, и всё на свете. То же самое можно сказать об отдельных приложениях. Только им придётся ещё сложнее, потому что за ними помимо всего перечисленного очень внимательно присматривает операционная система устройства. Никакой "агент", занимающийся подобной фигней, не останется незамеченным специалистами, и компанию-владельца "агента" очень быстро умножат на ноль.
Так почему же моему знакомому показали трубы? Наверное, все знают, что рекламные сети в интернете подстраивают рекламу под ваши интересы. Это называется "таргетирование". Что знают далеко не все, так это то, что таргетирование давно не работает так примитивно, как это было в 2010-х: поискал разочек трубы, и вот две недели во всём интернете со всех страниц на тебя смотрят ОНИ. С тех пор технологии ушли вперёд, и искусственному интеллекту вовсе не нужно такой явной и грубой подсказки. По тому, что ваш знакомый искал в интернете пару-тройку недель назад, легко предположить, что он недавно купил квартиру и делает в ней первичный ремонт. Рекламная сеть решает предложить ему те товары, покупкой которых в этом случае в этом городе интересуются особенно часто, а среди них знакомому попадаются прям вот ОНИ. Это всё ещё совпадение, но гораздо менее удивительное; с кем-то из сотни миллионов русскоязычных пользователей интернета каждый день случаются гораздо, гораздо более экзотические истории.