главная новое лучшее написать
1

Ответ спасен из Яндекс.Кью

Действительно сильно отличалось, причём тут можно затрагивать совершенно разные пласты.

Начать, скажем, с вопроса формирования гуманистического мировоззрения в конце Средневековья — в смысле, такой системы мышления, в которой человек оказывается в центре мироздания и ценен сам по себе, как и его деяния здесь и сейчас. Для больше части Средних веков это совершенно нехарактерно — а характерно преобладание сугубо религиозного христианского взгляда на этот вопрос, когда в центре всего — Бог, а задача жизни — прежде всего спасение души, по сравнению с которым всё остальное вторично и даже ничтожно. Да, не все в Средние века были глубоко религиозны, однако полностью от этого паттерна уйти было практически невозможно.

Или, например, вопрос идентичности — в Средние века не существует государств в современном понимании, как следствие — и патриотизма в современном же, нации только начинают своё формирование. Люди по большей части ассоциируют себя только в непосредственными соседями (а также единоверцами в комплексе — единственный глобальный маркер "свой-чужой"), из-за чего, например, городские ополчения показывали себя эффективнее крестьянских (спаянная община больше, хотя почти всё население Европы и крестьяне).

Как в "Монти Пайтон и Священный Грааль", помните?

— Я король бриттов!

— А кто такие бритты?

— Эээ... мы все!

Вот подобное реально было весьма характерно. А попытки на прошлое натянуть современные представления об идентичности приводят к идиотизму типа "три мушкетёра — предатели Родины" (что поделать, если они в первой половине XVII века ещё о Родине имеют очень так себе понятие).

Ну и масса менее глобальных аспектов. Допустим, в средневековых текстах и изобразительном искусстве совершенно отсутствует для нас с вами естественное стремление к реализму и достоверности деталей — во главу угла ставится смысл, который авторы часто считают наиболее разумным доносить при помощи метафор и аналогий. Вот и получается, что в хрониках одинаково описывают разные события, а в "Библии Мациевского" все на иллюстрациях одеты и вооружены аналогично современным ей людям.