Статья спасена из Яндекс.Кью
Сразу после февральских событий 1917 у большевиков возникла навязчивая идея увековечить память павших героев революции, воздвигнув в их честь некий грандиозный монумент, который непременно должен был «украсить» исторический центр города на Неве. Планов и решений было представлено множество: самые «безобидные» предполагали, в частности, вырубку Александровского сада перед Адмиралтейством и устроение на его месте площади «Свободы» с соответствующим памятным знаком. Также был популярен проект возведения монумента на площади перед Казанским собором; определённую поддержку имел план вырубки Таврического сада под мемориал жертвам революции; прозвучала идея убрать и Летний сад всё для тех же «памятных» нужд или перестроить Знаменскую площадь (нынешнюю площадь Восстания).
Однако самым дерзким во всех отношениях был проект по сносу Александровской колонны и организации мемориального кладбища непосредственно на Дворцовой площади. Рассматривали четыре варианта: строительство монумента у Дворцового проезда (ближе к Адмиралтейству); снос колонны, братская могила на её месте и памятник поверх захоронений посреди площади; третья идея — линия могил вдоль фасада Зимнего дворца; четвёртая — монумент во внутреннем дворе бывшей царской резиденции. Популярный журнал «Зодчий» ратовал за второй вариант (с братской могилой на месте Александровской колонны), а видный политик и публицист Владимир Дмитриевич Набоков (отец знаменитого писателя) в мемуарах «Временное правительство» писал: «Исполнительный комитет назначил день, опубликовал церемониал похорон и выбрал местом для братской могилы Дворцовую площадь, где, как известно, даже приступили к рытью могилы».
Похороны были назначены на 10 марта 1917, потому на детальное рассмотрение проектов времени отводилось немного. Однако практически все варианты, продвигаемые партийным руководством, не получили поддержки жителей Петрограда, а в среде «творческой интеллигенции» образовалась особая комиссия во главе с Максимом Горьким, которая раскритиковала все представленные проекты, один за другим спасая памятники архитектуры Северной столицы. Эта же группа, в состав которой вошли Бенуа, Петров-Водкин, Рерих, Шаляпин и другие, составляла различные документы и записки о невозможности разрушения одного объекта или перестройки другого, опираясь на необходимость соблюдения стилистического единства архитектурных ансамблей.
«Любовь» новой власти к Дворцовой площади объяснялась тремя моментами: во-первых, это самый центр столицы; во-вторых, здесь в 1905 году произошёл расстрел рабочей демонстрации царскими войсками («Кровавое воскресенье»); в-третьих, именно Зимний дворец был символом «гидры Дома Романовых», источника всех несчастий трудового народа (по мнению большевиков).
В итоге, точку в дискуссии поставил опытный архитектор Иван Александрович Фомин, который в своём авторитетном докладе разъяснил «начинающим градостроителям», что новый памятник требует особого места, в котором его не будут заслонять памятники прошлого. Более того, значимость событий, которые надлежит увековечить, требует размаха и простора, потому единственным местом в Петрограде, которое удовлетворит всем идейным и эстетическим требованиям, является Марсово поле. К тому же, бывший Царицын луг, который всегда служил то плацем для войсковых смотров и «экзерциций», то площадкой для масленичных и рождественских гуляний, не требовал сноса или перестройки чего-либо, что было несомненным плюсом. Интересно, что изначально Марсово поле, похороны на котором состоялись 5 апреля 1917 года, не пользовалось особой поддержкой в качестве места для памятника жертвам революции: видимо, сама идея предполагала непременное уничтожение чего-либо старого для постройки на его «костях» чего-то нового.
P.S. Идеи «преобразить» знаменитую Александровскую колонну под нужды современности не покидали большевиков ещё несколько лет: известны планы заменить ангела красноармейцем, а затем и фигурой Ильича. К счастью, идеи эти так и остались на бумаге, однако в первые годы «новой эпохи» в дни коммунистических праздников ангела регулярно пытались закрыть шарами, звёздами или красным колпаком.