Статья спасена из Яндекс.Кью
Статья об относительно новом и редком психическом расстройстве - апотемнофилии, болезненном и очень сильном желании ампутировать себе одну или несколько конечностей. Хотя тема странная и выглядит очень узкой, сама статья написана в стиле барокко, с бесконечным количеством богатых деталей и отступлений, заставляющих задуматься о куче интересных вещей вроде самосознания, роли интернета и даже статистических методов в доказательной медицине. Мое внимание к ней привлек Gwern Branwen, человек очень известный в кругах современных рационалистов, и я не пожалел, что прочел.
https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2000/12/a-new-way-to-be-mad/304671/
Должен предупредить, что текст длинный и может оказаться для кого-то пугающим или неприятным. Я в паре мест чувствовал себя по-настоящему неуютно, хотя у меня довольно богатый опыт общения с псих.больными. Так что читайте на свой страх и риск, я перескажу понравившиеся мне моменты.
Самосознание
-
самое неожиданное свойство апотемнофилии состоит в том, что она существует. Интернет сделал нас нечувствительными, но если задуматься, сложно не поразиться существованию глубоко несчастных людей, одержимых мыслью отрезать себе, допустим, правую ногу выше колена (но ни в коем случае не левую и не ниже). И это не случайный бред, после такой процедуры они действительно становятся счастливыми
-
видимо, единственное объяснение такого расстройства тесно связано с понятием самосознания и позволяет чуть лучше понять, что же это, собственно, такое. У человека есть некая "картина себя" и отклонения от неё он воспринимает как опухоли, наросты, уродство. У 99.999% человечества "картина себя" имеет две руки, две ноги, 20 пальцев. Но не у них. Существуют более легкие расстройства self-image, например, многие психиатры считают таковым анорексию.
-
удивительный факт: "картина себя" не константна. На некоторые легкие расстройства self-image можно повлиять лекарствами, и не какими-то экзотическими, а даже антидепрессантами
-
более того, self-image может быть результатом самообмана, когда долгое сильное желание (обычно сексуальное) сначала оправдывается как "это просто то, кто я есть", а затем человек действительно вживается в такое "я". Разница между "кто я есть" и "чего я хочу", очевидно, довольно тонкая, для автора она проходит как раз по границе "можно повлиять лекарствами без изменения остальных частей личности"
Интернет
-
о редких вещах интернет знает больше, чем академическая культура. Про апотемнофилию в доинтернетную эпоху было примерно 5 статей в малоизвестных журналах. Сейчас некоторые сайты просто знают соответствующую статистику: больных несколько десятков тысяч.
-
интернет абсолютно изменил жизнь подобных субкультур. Раньше человек мог прожить всю жизнь, пожираемый пламенем изнутри, сейчас он за полдня находит себе подобных. У этой конкретной субкультуры есть даже любимая книга, сюжет которой вы сначала можете попробовать себе представить, а потом просто умножьте то, что вы представили, на 10000
Медицина
-
медицина как область человеческой деятельности очень зависит от магии слов. В зависимости от того, считаем ли мы, что отрезать человеку ногу это "косметическая хирургия", "инвазивное психиатрическое вмешательство" или "экспериментальная процедура", меняются правила, меняется то, кто, кому и сколько платит, что в медицинской системе Штатов часто принципиально для ее осуществимости, и в конечном итоге на порядки меняется количество случаев.
-
новые хирургические процедуры сильно проще "выводить на рынок", чем новые лекарства. С одной стороны, понятно, почему (попытки представить себе "двойное слепое плацебо-контролируемое исследование" в хирургии это какой-то могильно-черный юмор). С другой стороны, как-то это несправедливо
-
оказывается, психиатрические расстройства специфичны для места и времени и никто не знает, почему. Во Франции 19 века была эпидемия амнезий, когда молодые люди пропадали на годы и приходили в себя в глубинке в России или в Алжире. В Штатах в семидесятых годах был бум множественного расстройства личности, ещё одного абсолютно загадочного заболевания, проще всего описываемого как "много душ в одном теле". Я сразу вспомнил "танцующую чуму" средневековья, которую обычно объясняют отравлением спорыньей (но это объяснение, по-моему, неудовлетворительно). Автор предполагает, что по крайней мере частично такие вспышки объясняются модой: человек с нестандартно работающим мозгом в попытках понять себя чаще приходит именно в то состояние, о котором говорят вокруг. Автор задается вопросом, не объясняется ли этим часть колебаний частотности даже и "привычных" заболеваний вроде шизофрении
-
по всей статье местами проходит сравнение с трансгендерами, я думал, такие рассуждения давно табу; видимо, делать это в длииинной заумной статье не страшно