главная новое лучшее написать

---

 ценный пользователь

С нами с 28-12-2023
Карма: 12
Постов: 1
Комментариев: 10


💬 О себе

Этот пользователь пока ничего о себе не написал


6

Наши «цифровые помощники» — Siri, Алиса, «Окей Гугл», Alexa и прочая Маруся прямо сейчас топчутся на важном рубеже, перейти который уже некоторое время не очень получается — и не только по технологическим соображениям.

Рубеж этот заключается в принципиальной разнице между «окей, Гугл, покажи мне авиарейсы в Питер на пятое число» и «Сири, купи мне билет в Питер на пятое». Одно дело — когда помощник просто собирает для тебя информацию, совсем другое — когда помощник сам принимает решение. Делегировать принятие решения непросто, даже если речь о помощнике из мяса и костей: нужна уверенность, что помощник не просто способен сделать лучший выбор, но и сделает его в твоих интересах.

Помощнику-человеку нужно создать мотивацию действовать именно в твоих интересах. Как именно — об этом написаны тысячи книг; тут и финансы, и личная преданность, и религиозные мотивы, и мораль, и чего только нет. Цифрового помощника достаточно запрограммировать на нужное «поведение» (ну, то есть на оптимизацию по параметрам, нужным именно тебе). Одна проблема: помощника, как правило, программируешь не ты.

Хорошо, если принятое решение легко проверить. Если камера в телефоне «промахнулась» в балансе белого, это сразу видно. Впрочем, такие решения уже давно делегированы, с ними проблем нет. Ещё хорошо, когда интересы автора системы-помощника совпадают с интересами пользователя: программисты спам-фильтров, как правило, в самом деле хотят, чтобы в твоей почте было меньше спама. Правда, тут уже возможен конфликт интересов: Mail.ru может быть не очень мотивирована отфильтровывать спам от VK, а почта Yahoo — спам от Verizon, например…

К сожалению, по состоянию на сегодня средства и компетенции для разработки худо-бедно универсальных «цифровых помощников» есть только у крупных компаний, и конфликт интересов практически неизбежен. Выбирая между тобой и ООО «Яндекс», кому во благо примет решение Алиса в твоём телефоне? Каковы шансы, что Маруся при выборе, где купить товар, предпочтёт Ozon, а не Мегамаркет — даже если на первом дешевле и быстрее? Люди, конечно, бывают всякие, но я сильно сомневаюсь, что в таких условиях кто-то готов доверить помощнику принятие решений, даже если этот кто-то погружен в соответствующую бизнес-экосистему «с потрохами».

Читать дальше →

18 ответов